Деловая повестка ноября была насыщенной, и на каждом крупном мероприятии говорили про необходимость ускоренного развития логистики.
Выступая на саммите Организации тюркских государств, президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан намерен привлечь еще $20 млрд инвестиций в развитие логистики до 2025 года.
Он сообщил, что развитие транспортно-логистической отрасли является приоритетной государственной задачей. В эту сферу за последние 15 лет уже вложено $35 млрд. Особенно он отметил значимость Транскаспийского международного транспортного маршрута, а также необходимость цифровизации отрасли.
«Крайне важно сформировать «цифровую транспортную систему», которая оптимизирует процедуру оформления грузов, обеспечит оперативный обмен транспортной документацией и предоставит дополнительные возможности для выхода на международный рынок». Касым-Жомарт Токаев
В последних числах ноября в российском Оренбурге прошел Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Вице-премьер – министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин, выступая на пленарном заседании, отметил особую роль транспортного коридора «Север – Юг» для восстановления международных логистических цепочек. Коридор обеспечивает грузоперевозки между странами ЕАЭС и Южной Азией, Ближним Востоком и Восточной Африкой. За 9 месяцев 2022 года по этому направлению грузопоток вырос в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Серик Жумангарин поделился проблемами, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. Так, эксперты насчитали более 40 барьеров и узких мест, которые мешают перевозкам грузов по коридору «Север – Юг». Среди них – недостающие звенья в инфраструктуре, отсутствие сквозного железнодорожного тарифа, бумажные процедуры.
В итоге почти 50% транзитного времени тратится на пересечение границ, удваивая длительность авто- и ж/д перевозок. По мнению вице-премьера, устранить эти барьеры можно с помощью цифровизации контроля грузопотока на границах. Кроме этого, нужно гармонизировать таможенные процедуры и скоординировать тарифную политику.
Россия остается одним из крупнейших экономических партнеров Казахстана. Об этом тоже говорили на форуме в Оренбурге. За 9 месяцев 2022 года торговый оборот между странами составил $18,4 млрд – на $1 млрд больше, чем годом ранее. Экспорт в РФ вырос на 15,1%. Есть перспективы для увеличения грузооборота. Для этого необходимо увеличивать пропускную способность контрольных пунктов на границах или открывать новые.
По словам замминистра транспорта РФ Дмитрия Зверева, в течение 5 лет все КПП на границе Казахстана и Оренбургской области будут отремонтированы. По некоторым пунктам работы уже начались.
Еще один приграничный регион России – Республика Алтай планирует возобновить работу пункта пропуска «Карагай». Этот КПП был закрыт в 2014 году из-за неудовлетворительного состояния прилегающих дорог. Его запуск сократит протяженность торгового маршрута из Оренбурга в Восточно-Казахстанскую область более чем в два раза. Глава региона Олег Хорохордин уже запросил 4,2 млрд рублей из федерального бюджета, чтобы ликвидировать транспортный разрыв приграничной дороги с российской стороны длиной 30 км. Сейчас на границе Республики Алтай с Восточно-Казахстанской областью нет ни одного КПП, что тормозит развитие международного сотрудничества.
Рост транзитного потенциала Казахстана подтверждается цифрами. Объем контейнерных перевозок из Китая в ЕС через Казахстан в 2022 году вырос на 84%, заявил вице-премьер – министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди на Международной конференции по взаимосвязанности ЕС и Центральной Азии. Это мероприятие прошло в Самарканде в середине ноября.
Появились и официальные данные по российскому транзиту. В январе-сентябре 2022 года грузопоток из России в Китай, идущий по территории Казахстана, увеличился в четыре раза.
Растет трафик по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ): за десять месяцев 2022 года грузооборот морских портов Актау и Курык вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом в своем докладе на встрече по развитию Транскаспийской взаимосвязанности стран в городе Актау сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев.
В мероприятии участвовали министры Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. Они обсудили развитие ТМТМ на ближайшие пять лет. Основной фокус – на устранении узких мест и барьеров. Например, Казахстан со своей стороны запланировал расширить пропускную способность маршрута за счет развития железнодорожной сети и портовой инфраструктуры, а также углубления дна моря в акваториях портов. Участники встречи согласились с тем, что важно упростить процедуры по пересечению границ.
В Казахстане должен появиться третий железнодорожный погранпереход между Казахстаном и Китаем, запланировано строительства новой ж/д-линии Бахты – Аягоз. Об этом говорили несколько официальных лиц из правительства РК. Сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта.
Усиление сотрудничества РК и КНР – тоже заметный тренд, который стоит взять на вооружение. Например, в ноябре в Астану приезжала делегация из города Циндао. Говорили об экономическом сотрудничестве и, конечно, логистике. Например, Китай заинтересован в наращивании работы казахстанских экспортеров со странами Азиатско-Тихоокеанского региона через торговый порт Циндао, который по объему грузоперевозок занимает 4-е место в мире. Сотрудничество с одним из крупнейших портов позволит расширить географию поставок казахстанской продукции.
В этом направлении тоже есть сложности: инфраструктура, построенная 10-20 лет назад, не выдерживает резкого увеличения грузопотока. Однако проблемы решаются в рамках переговорного процесса, ситуация улучшается. Об этом говорил Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая в Казахстане Чжан Сяо на Форуме стратегических инициатив в Астане в середине ноября.
Источник: dknews.kz