Можно выделить несколько ключевых трендов, которые окажут влияние на сферу грузоперевозок Казахстана в 2022 году
Казахстанская сфера грузоперевозок начинает активную трансформацию. Компаниям необходимо снижать издержки на логистику и обеспечивать быструю и бесперебойную доставку грузов. Как показывает мировая практика, с этими задачами можно справиться с помощью цифровизации.
Логистика — одна из наиболее консервативных отраслей РК, и уровень цифровизации здесь существенно ниже, чем, например, в ретейле или банковской сфере. Однако, оглядываясь на опыт других стран, бизнес начинает осторожно экспериментировать с ИТ-технологиями. Пока проекты ограничиваются автоматизацией отдельных процессов, но то, что на рынке появляются реализованные кейсы и их становится больше — позитивный сигнал. Например, АО «Казпочта» пилотирует экосистему цифровых сервисов, что позволит в будущем оцифровать все услуги компании — от доставки посылок до приема платежей. В крупных логистических компаниях появляются департаменты по цифровизации. Есть стартапы, разрабатывающие решения для логистики.
Можно выделить несколько ключевых трендов, которые окажут влияние на сферу грузоперевозок Казахстана в 2022 году.
Переход на электронный документооборот
Чтобы эффективно встать на цифровые рельсы, нужно подготовить «почву» — провести базовую автоматизацию. И первый шаг — внедрение электронного документооборота (ЭДО). Он позволяет в десятки раз снизить затраты на печать и пересылку документов, в 1,5 раза сократить время на их создание и обработку. Кроме этого, обмен электронными документами ускоряет процесс доставки и оплаты услуг перевозчика.
Учитывая высокое развитие электронного правительства в Казахстане (29 место в рейтинге ООН из 193 стран мира и первое — в СНГ) и курс на безбумажное взаимодействие с государством, все отрасли, включая логистику, будут активно переходить на электронный документооборот.
Автоматизация рутинных процессов
Роботизация бизнес-процессов (RPA) — еще один способ сократить трудовые и финансовые затраты на логистику. На рынке есть решения, в том числе от казахстанских разработчиков, которые позволяют автоматически выполнять поддающиеся алгоритмизации действия человека. Например, заносить данные в документы, формировать отчеты или рассылать уведомления. Снижение количества работы, выполняемой сотрудниками вручную — один из основных трендов в цифровизации логистики.
RPA считается самым быстрорастущим сегментом мирового ИТ-рынка. Так, до 2027 года он будет расти в среднем на 40% в год, говорится в отчете Grand View Research. А Gartner назвала одним из ключевых технологических трендов 2022 года гиперавтоматизацию, которая предполагает автоматизацию как можно большего количества бизнес-процессов с применением RPA, искусственного интеллекта и инструментов Low Code (платформы, которые не требуют написания кода для создания ИТ-решений).
Мониторинг транспорта и грузов
Логистические цепочки становятся сложнее, а требования контрагентов к скорости и качеству доставки — жестче. Процесс перевозки должен быть бесперебойным. Причиной задержек часто является человеческий фактор. Для его исключения компании, у которых есть собственный парк автомобилей, начинают внедрять системы мониторинга транспортных средств с использованием GPS-трекеров. Они позволяют строить оптимальные маршруты, следить за движением груза в режиме реального времени, лучше понимать и планировать загрузку автопарка.
Кроме этого, датчики контроля горючего помогают оптимизировать расходы на ГСМ и предотвратить хищения (сливы топлива). Датчики контроля температуры в кузове — соблюсти условия перевозки скоропортящихся продуктов. Все это технологии интернета вещей (IoT), которые называют одним из ключевых инструментов цифровизации логистики в мире.
Прозрачный выбор исполнителя
В процессе автомобильных перевозок, как правило, участвует несколько сторон: грузоотправитель (заказчик и владелец груза), экспедитор (отвечает за организацию процесса) и исполнитель (перевозчик). Однако в эту схему иногда встраиваются посредники — компании, у которых нет своего автопарка, но они участвуют в торгах и затем передают полученные заказы настоящим перевозчикам, закладывая в стоимость свой процент. В условиях, когда бизнесу критически важно снижать издержки на логистику, компании стремятся сделать процесс определения исполнителя прозрачным. На рынке появляются цифровые сервисы, объединяющие реальных участников перевозок: сведения о них проверяются и оперативно обновляются.
Цифровые сервисы в госсекторе, ретейле и финансах — уже привычное дело. Более того, активно развивается рынок агрегаторов такси. В традиционно консервативной сфере логистики сторонние онлайн-площадки приживаются сложнее, но как показывает мировой опыт, именно за ними — будущее. Цифровые сервисы для распределения грузов должны увеличить конкуренцию среди перевозчиков за каждый контракт, сделать выбор исполнителя более прозрачным, исключить из цепочки посредников и гарантировать действительно рыночную цену каждого контракта.
Переход от фрагментарной автоматизации к сквозной
Сегодня цифровизация сферы логистики происходит фрагментарно: компании внедряют отдельные решения, которые автоматизируют те или иные процессы внутри компании. Следующий этап цифровизации — объединение отдельных программ в комплексные системы, которые автоматизируют процессы не только внутри компании, но и по всей логистической цепочке. В едином цифровом контуре объединяются данные о контрагентах, транспортных средствах, грузах и водителях.
Так, с помощью мобильных приложений водители смогут получать информацию о заказах, передавать необходимые данные о процессе перевозки, формировать документы и отчеты.
Мировой рынок цифровой логистики будет ежегодно расти на 10,3% до 2028 года, говорится в отчете Global Market Vision. В итоге переход к цифровой логистике предполагает объединение участников рынка в рамках сквозных решений — платформ, которые позволят компаниям связать воедино все логистические процессы на одной цифровой площадке. По этому пути — с большим или меньшим успехом — двигаются все развитые рынки. Но чтобы прийти к цифровой логистике, важно уже сейчас начать с базовых вещей — электронного документооборота, роботизации бизнес-процессов, организации мониторинга транспорта и использования цифровых сервисов.
Источник: kapital.kz